Особенности разработки раздела ООС в составе проекта
Правительственным постановлением в 2008 году о «Составе разделов проектной документации» установлены основные нормы работы в данной отрасли. Сейчас, спустя много лет, не уменьшилось количество пробелов при оформлении. Непонимания возникают относительно сути и оформления документов, связанных с разработкой проекта. В пунктах 25 и 40 данного Положения прослеживаются сухие названия пунктов, поэтому, проработав раздел под названием «Перечень мероприятий», получаем негативно обоснованное заключение, выданное квалифицированными сотрудниками.
Правительственное постановление №87 от 16.02.2008 года «О составе разделов проектной документации…» было утверждено, базируясь на нормах 48 статьи 13 отечественного Градостроительного кодекса. В 12 пункте упомянутой статьи в «Списке мероприятий по ОСС» указано, что он представляет собой целостный проект в контексте объектов современного строительства.
Текст содержит вместе со списком шагов по активации превентивных мер и устранению потенциального отрицательного влияния предполагаемой хозяйственной деятельности на природу во время активного этапа строительства и дальнейшей эксплуатации объекта КС и расчетов финансовых издержек на реализацию природоохранных мер и компенсаций, результаты мониторинга влияния на экологическую систему.
Для получения ответа, который закроет потребности всех видов деятельности, связанных со строительством, следует тщательно проанализировать действующие нормативные документы. Они определяют актуальность проведения мониторинга влияния процесса строительства на окружающую среду.
3 статья 73 законодательного акта «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года одним из главных правил ОСС считает обязательность оценивания влияния на природу при утверждении соответствующих взвешенных решений об осуществлении и проведении в течение определенного времени хозяйственной деятельности, а также других видов работ. В 32 статье упомянутого ранее нормативного акта оценка влияния на природу проходит относительно планируемой деятельности, оказывающей опосредованное или непосредственное влияние на природную сферу. Требования к материалам, задействованным при функционировании системы, а также при проведении мониторинга и оценки влияния на ОС, регламентируются исполнительными юридическими органами, проводящими регулирование в природоохранной области.
Этот законодательный акт не отождествляет обязательность тестирования влияния на природу и атмосферу с применением природоведческой экспертизы. Закон устанавливает общий принцип обязательности проведения мониторинга для планируемой деятельности, оказывающей потенциальное неблагоприятное отображение на состоянии природы, без акцента, подлежит ли анализируемая деятельность государственной экспертизе.
В 5 главе в пункте 17 «Сборника разъяснений по ценам» редакции 2009 года указано, что мониторинг влияния на природу определенного строительного объекта проводится заблаговременно, то есть еще до проектирования. При этом важным моментом является то, что результаты ОВОС считаются первичной информацией, предоставляемой клиентом с целью разработки пункта «Перечень мероприятий по ОСС». Перечисленные меры подлежат выполнению согласно постановлению о содержании разделов комплекса документов, одобренных правительственным постановлением №87 от 16.02.2008 года. При выполнении ОВОС в рамках разработки проектной документации по заказу застройщика цена проводимых работ определяется дополнительно в размере 4% от цены проекта.
Меры по анализу влияния на природу объекта, запланированного к реализации строительства, необходимо выполнять строго до старта этапа проектирования. В комплект документов упомянутый раздел не включен, поэтому присутствует нужда в его доработке по поручению клиента. При этом в проектных документах идёт речь о 20 или 10 разделе, или разделах, что зависит от вида объекта.
Единственный закон, согласованный ответственным органом муниципальной власти, регулирует мониторинг влияния на природу, трактует понятие результата оценивания, аргументирует нормы к данным ОВОС – это приказ №372 от 16.05.2000 года. Он объясняет некоторые аспекты оценивания влияния планируемого предпринимательства на окружающую среду в России.
Согласно пункту 1.6 упомянутого нормативного акта в анализ необходимо включить:
- Данные о типе влияния на природу запланированной деятельности, ее масштабы, перспективы реализации, мониторинг экологических рисков, экономические последствия, перспективы минимизации потенциальных влияний.
- Обнаружение социальных предпочтений и их учет при принятии определенных решений клиентом (застройщиком или иным лицом), имеющих непосредственное отношение к будущей деятельности.
- Взвешенное решение со стороны клиента относительно дополнительных возможностей реализации будущей строительной деятельности или решения её не проводить с учётом итогов мониторинга.
Пункт ООС «Список мер, нацеленных на предотвращение потенциального отрицательного влияния запланированной деятельности на природу и атмосферу и грамотное бережное использование ресурсов естественного характера на период возведения объекта» состоит:
- Из итогов проведенных расчетов насыщенности загрязняющих компонентов, мониторинга и предложений относительно возможных и согласованных в течение определенного времени выбросах.
- Аргументация постановлений по очистительным водным сооружениям и уничтожению уже не вредных частиц, по остановке аварийных выбросов сточных вод.
- Мер по охране воздуха от потенциальных загрязнений.
- Мер, проводимых на производствах, нацеленных на обеспечение оборотного снабжения водами.
- Мер по рациональному пользованию ресурсами земли.
- Работ по восстановлению после загрязненной почвы.
- Планов по сбору с дальнейшим обезвреживанием, перевозкой и расположением опасных отходов.
- Охраны недр – необходима для пунктов производственного характера.
- Мер для охраны от всякого рода рисков для флоры и фауны.
- Мер по устранению риска аварий на строительных объектах.
- Технологических решений, гарантирующих правильное применение водных объектов и их защиту, максимальное сохранение естественных водных ресурсов.
- Плана экологического мониторинга типологии смены важных составляющих экосистемы в процессе поэтапного строительства.
В таблице продемонстрировано приблизительное содержание пункта списка работ по остановке или минимизации риска потенциального негативного влияния планируемой деятельности на природу и бережному использованию ее ресурсов во время работ.
Наименование работ | Цель выполнения |
Итоговые расчеты приземных концентраций вредоносных компонентов, анализ и предложения по гранично возможным и согласованным заранее выбросам. | Отражен мониторинг полученных результатов и информация на перспективу предельно допустимых и временно согласованных выбросов. Составляется с ориентацией на 86 ОНД и Методичку. |
Аргументация принятых превентивных инициатив по охране вод. | Отображаются решения по очищению стоков. |
Работы по охране атмосферы. | Планы и технологии для устранения концентраций потенциально опасных для здоровья веществ в атмосферу. |
Меры по оборотному водоснабжению. | Рассчитывается эффективная система обратного осмоса. |
Проводимые работы по охране почвы. | Отображаются мероприятия направленные на:
|
Инициативы по обороту опасных отходов. | Отображаются варианты минимизации неблагоприятного влияния на природу посредством:
|
Меры по охране недр в производственном процессе. | При разработке берут во внимание результаты экологических исследований. |
Меры по охране фауны и флоры. | Проводится на базе материалов инженерных природных изысканий. При наличии ценных природных объектов, внесённых в Красную книгу, особенным пунктом упоминаются мероприятия по охране редкостных объектов. |
Меры, направленные на минимизацию риска появления аварий на объекте и последствий для региональной экологической системы. | Планирование специальных мероприятий по предупреждению загрязнения природы. |
Меры, обеспечивающие бережное пользование водными объектами, сохранение водных биологических ресурсов. | Включают:
|
Программа отслеживания изменений. |
|
СЗЗ и шум в ООС не берутся в расчет, лишь в графической части уточняются размер и граница СЗЗ. При работе с проектной документацией вопросы шумовой защиты необходимо обсуждать отдельно и документально фиксировать в приведенных разделах:
- Решения в области архитектуры.
- Проектирование организации строительства.
- Данные об инженерном оборудовании.
Обоснование границ СЗЗ объекта отображается во втором разделе плана.
Отдельным пунктом идёт список затрат, необходимых на реализацию плана по охране природы. Он содержит:
- Пересадку редких растений. Сбор семян и черенков от подготовленных к вырубке редкостных кустарников. Посадку редких видов деревьев.
- Здесь отображаются затраты на внедрение плана: планирование инициатив по предупреждению загрязнения природы после аварийных непредвиденных ситуаций. Программы экологического контроля характера изменения присутствующих компонентов экологической системы в процессе будущего возведения и эксплуатации объекта. Благоустройство СЗЗ.
Список компенсаций подразумевает финансовые траты на переселение граждан при внесении жилого дома в СЗЗ. Сюда входят расходы, необходимые для перечисления оплаты за пользование водными ресурсами во время возведения объекта, а также в ходе его использования. Не стоит забывать об оплате за неблагоприятное влияние на природу.
Алгоритм определения оплаты за отрицательное влияние на окружающую среду, выброс отходов и прочее регламентируется правительственным постановлением №632 от 28.08.1992 года.
Часть ООС, предложенная на экологическую экспертизу по статьям 12 и 11 Федерального закона №174 от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе», это установление существующего или отсутствующего соответствия экологическим нормам современного типа, обосновывающим проведение в скором времени планируемой деятельности. При экологической экспертизе могут рассматриваться на государственном уровне, как и положения остальных разделов проекта, где отображены важные вопросы для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду.
Объем раздела ООС и его содержание напрямую связаны со спецификой и особенностями планируемой к проведению деятельности. Перед началом работы с пунктами, приведенными в разделе ООС, следует подробно ознакомиться с существующим техническим заданием для понимания объема грядущих работ.
Обычно Заказчик не осознает всех мелких тонкостей норм природоохранного законодательства. Потому часто в процессе работы над разделом возникают трудности, связанные с необходимостью внедрения добавочных мероприятий. Например, понадобится согласование с территориальными муниципальными надзорными органами, что обусловлено некоторыми аспектами реализации проекта.
Обычно такие нюансы выясняются уже после обсуждения и подписания технического задания. А иногда и после полученных к работе проектных материалов.